В истории мировой популярной музыки сложились два класса профессиональных музыкантов: популярные в широких кругах слушателей и «широко известные в узких кругах», т.е. музыканты, популярные среди музыкантов. Ронни Дрейтон стал одним из первых гитаристов, подписавших контракт с ESP после открытия первого американского офиса в Нью-Йорке. Спросите любого практикующего музыканта, игравшего на сценах и в студиях Нью-Йорка, и все они практически в один голос скажут, что «Ронни – блестящий гитарист, который должен быть на одном пьедестале с самыми лучшими музыкантами».
Начало карьеры
Музыкальная биография Ронни похожа на сказку, и начинается она в его родном районе Сайт-Джамейка, что в Квинсе. «В то время на моей родине джаз переживал кульминацию своей популярности. Через пару кварталов жил Билли Холидей, а на заднем дворе Каунт Бейси музыканты играли джемы. И мы, еще молодые ребята, терлись возле забора и подглядывали за ними. Билли мог даже попросить своего дворецкого пустить нас поглядеть».
Когда Ронни начал учиться в высшей школе, музыкальная сцена изменилась. «Я учился в школе Боун, что в районе Флашинг», вспоминает Дрейтон, «и все, у кого была гитара, мечтали увидеть Хендрикса (Jimi Hendrix), Клэптона (Eric Clapton). Была такая группа The Exciters, она располагалась в моем квартале – очень проходном месте. Там бывали Хендрикс, Buddy Miles Express, Литтл Ричард (Little Richard), Уилсон Пикет (Wilson Picket), Айк и Тина Тернер (Ike & Tine Turner), Отис Реддинг (Otis Redding) – все эти музыканты дружили с The Exciters.»
Тем временем, клубы начали наполняться первыми представителями хард-роковой волны, которая буквально заполонила все сцены в 1970-х годах. «Ты заходишь в любой клуб на Мейн стрит, а там играет группа наподобие Mountain, ZZ Top, Aerosmith, или AC/DC», говорит Ронни.
Ронни признателен своей бабушке Джулии, которая дала ему все, чтобы он рос как музыкант и как человек. «Она прожила почти сотню лет, хотя в школе она проучилась только до шестого класса. Джулия заботилась обо мне и обещала, что создаст все условия для того, чтобы я играл музыку».
Благодаря продвижению закона, который устранял расовую сегрегацию, Ронни попал в общую школу, где погрузился в более широкий круг влияний. «Живя в Квинсе, мы играли музыку дома, однако после отмены расовой сегрегации мы начали видеть музыкантов из Бронкса, Манхэттена и Лонг-Айленда. И все мы искали способы получить звук. Еще мы брали записи, проигрывали их на малой скорости и подбирали гитарные партии.»
Карьерный рост
Вскоре Ронни пришлось подумать о чем-то более серьезном, чем копирование музыкальных фраз у современных гитарных героев. «По окончании школы я должен был либо пойти служить во Вьетнам, либо продолжать играть музыку. Однако я проявил свою расчетливость и мне удалось остаться на сцене. Я начал играть R&B и соул с такими группами как Persuaders и Chambers Brothers.»
Репутация Дрейтона быстро росла и вскоре он стал профессиональным сессионным и гастролирующим гитаристом. Как раз в то время Ронни впервые узнал об ESP, это было во время японского турне с Ноной Хендрикс (Nona Hendryx).
Знакомство с ESP
«Первая гитара ESP у меня появилась во время турне с Ноной Хендрикс. Я сидел в конференц-зале в Shibuya-ku и общался с ребятами из ESP, которые радушно приняли меня как гайдзина. Я посмотрел на некоторые модели, которые они изготавливали, а также именные гитары Джорджа Линча (George Lynch). Я еще подумал, почему Джорджу нравятся такие странные головки грифа? Но потом я увидел как он играет и услышал, как его гитары визжат через усилители Soldano. И я сказал: «Черт вас побери, я согласен!»
Это было замечательное время для Ронни, ведь ESP открыли свой новый офис на легендарной 48-й улице в Нью-Йорке. «Я познакомился с Мэттом (Matt Masciandaro, генеральный директор ESP)» через Тоши (Toshi) в Японии. Тогда Тоши сказал «Ронни-сан, познакомься с Мэттом, он отличный парень и уважаемый человек». В то время я часто ездил в Японию, было около 30 туров и мне так там понравилось, что я решил остаться. Поэтому Тоши познакомил меня с Мэттом и я стал заходить в офис ESP на 42-й улице. Моя первая гитара ESP была оригинальной моделью серии Navigator, но лично для меня сделали одну модификацию – техник улучшил бриджевый звукосниматель, добившись более мощного выхода. Я настолько впечатлился вниманием, что влюбился в ESP навсегда.»
Сейчас наступает момент, когда в истории Ронни появляется его сын Донован.
«Я знаком с Мэттом вот уже 25 лет или даже больше. Мы хотели привести Донована в мастерскую ESP, чтобы он работал с гитарами. С тех пор, как у меня сформировались отношения с ESP, Мэтт всегда был внимателен и отзывчив ко мне, мы всегда говорили друг другу только правду, и он при каждой встрече спрашивал, как у меня дела и чем он может мне помочь. Этот парень не меняется.»
«Итак, я начал использовать гитары ESP. Мой сын Донован теперь работает в мастерской и изучает все тонкости работы. Мастер показывает ему как правильно паять провода, и Донован делает в точности то же самое, чем заслужил похвалу ребят из ESP. С приходом моего сына в ESP мои отношения с этой компанией только укрепились.»
В 80-х годах у вас была возможность выбрать любую гитару любого производителя, почему вы ваш выбор пал на небольшую и малоизвестную компанию ESP?
«На самом деле мастера из ESP заработали приличную репутацию благодаря особому вниманию к деталям, чего не были ни у кого в то время. Японские компании начинали с копирования традиционных инструментов, но современные гитаристы искали более свежие идеи, например, конфигурацию звукоснимателей HSS, более комфортный радиус профиля грифа и так далее. А ESP раньше всех отреагировали на эти запросы.»
Почему гитары ESP до сих пор считаются непревзойденными инструментами?
«Компания ESP всегда находилась на волне перемен и поэтому часто была впереди всех. Например, популярность безумного шреда 80-х годов сменилась на музыку из Сиэтла – Курт Кобейн (Kurt Cobain), Alice In Chains и т.п. Потом наступила эпоха низкого строя – 7-струнные гитары, баритоны и все такое. ESP всегда действовали в соответствии с трендами, при этом не забывая про качество звучания и традиционное японское качество исполнения. Теперь они создают инструменты, которые могут воспроизвести то, что у музыканта на уме. Уровень исполнения инструментов поражает воображение: подбор древесины, звукосниматели, сборка, окантовка, радиус профиля грифа, лаковые покрытия, разнообразие конструкций. В любом случае, если в компании ESP захотят получить наилучшую звукопередачу, у них это получится.»
Жизнь меняется
В 2007 году в жизни Ронни случилось непредвиденное: его любимого сына Донована арестовали за совершение тяжкого преступления, в сам факт которого Ронни не мог поверить. Судебная тяжба продлилась долгих шесть лет – Донован был оправдан почти по всем пунктам обвинения, однако в 2013 году был отправлен в тюрьму. Ронни тяжело это переживал.
Такое долгое судебное разбирательство потребовало много денег, поэтому Ронни обратился к друзьям за помощью. Результатом этого стала череда успешных концертов, в которых Ронни играл с такими группами как Living Colour, 24-7 Spyz, Reverend Kim Lesley, Nona Hendryx, Burnt Sugar и DJ Afrika Bambaataa, The Sugarhill Gang.
Можно понять гнев Ронни на ту ситуацию, в которой его сын был заключен в тюрьму. «Такая система не способствует сплочению людей, они только отделяет нас друг от друга. Это способ устрашения народа, хотя по сути это узаконенное мошенничество, которое не имеет права на существование. У молодежи нет чувства самостоятельности, поэтому если у тебя нет мощной поддержки, то любой такой изнурительный процесс просто прикончит тебя.»
«Когда суд, наконец, закончился, мне понадобилось около года, чтобы проветриться и прийти в себя. С 2011 года я вновь начал гастролировать. Сейчас я живу в Оранж Кантри, что на севере штата Нью-Йорк. Я сосредоточен на сочинении музыки, и работаю в своей домашней студии. После многих лет работы с самыми разными музыкантами, я, наконец, начал писать свою музыку. У меня строгий режим занятий и студийной работы. Я также играю в группе, что позволяет оплачивать мои счета и дает свободу творчества.»
Сегодня Ронни Дрейтон похож на человека, у которого есть миссия.
«Я знаю, что какую бы музыки я ни играл, это будет доброе послание о положительных переменах. Пройдя через все эти сложности, я обрел несколько иное подобие мира. Я воевал за десятерых, и готов повторить это за невинно осужденного любого паренька, независимо от его происхождения. И я передам это послание для него.»